Что представляет собой православное воспитание? Как не соверишть ошибки на этом поприще? Сегодня мы предлагаем вашему вниманию лекцию на эту темупреподавателя Миссионерского института в Екатеринбурге – Константина Владиленовича Корепанова.Наверное, уже многие познакомились с его аудио и видео материалами, посвященными изучению Священного Писания. Это, действительно, огромный труд – объяснять людям, что говорит, и чему нас учит Библия, поэтому мы благодарим Константина Владиленовича за его просветительскую деятельность! А теперь давайте узнаем, какова же роль воспитания в жизни человека…
Исполнение пятой заповеди – основа воспитания
Очевидно, что почитание родителей очень тесно связано с воспитанием детей. И, несмотря на то, что пятая заповедь говорит о том, как нужно относиться к отцу и матери, на самом деле, ее коренной вопрос — это все-таки проблема воспитания детей. И, оно должно начинаться с привития ребенку уважения к родителям. Бывает, что папа или мама начинают болезненно реагировать на действия сына, или слова дочери, в которых проскальзывает неуважение к ним. Однако нужно понимать, что такая реакция возникает у них не потому, что они боятся потерять свой авторитет! Не потому что таким образом взрослые пытаются самоутвердиться! Просто уважение — это краеугольный камень воспитания. Читая Книгу Притчей, мы видим, что человек, который не почитаетсвоих родителей, вообще выпадает из системы обучения. Невозможно такого ребенка вырастить способным создать семью и научить чему-то собственное чадо. Невозможно его вырастить готовым решать какие-то общественно значимые задачи, потому что общественная жизнь сама по себе имеет структуру и иерархию. Она предполагает, что для каждого ее участника (или, по крайней мере, для большинства) общественные интересы важнее собственных. А, если общество существует только ради того, чтобы удовлетворять личные потребности людей, значит, и общества как такового нет! Это уже просто совокупность самозамкнутых индивидов, где каждый думает лишь о своих интересах.
Наши дети – будущие члены общества
В конце концов, мы приходим к тому, что являемся обществом только потому, что проживаем в одном городе или в одной стране, покупаем пищу в одних магазинах и вместе ходим на выборы. Вот, собственно, и вся наша общественность, все наше общее дело…
Мы судачим на кухне о разных общественных проблемах, и предполагаем, что это кто-то должен прийти и навести порядок в той сфере жизни, которая нас не устраивает. В сущности, любое «кухонное» обсуждение таких проблем — есть лукавство. Ведь, общественные вопросы решаются только тогда, когда человек понимает, что есть нечто более важное, чем собственные интересы. И, когда в обществе таких людей большинство, тогда и общество становится жизнеспособным.
Мы вспоминаем победу в Великой Отечественной Войне, и понимаем, что она свидетельствует, в первую очередь, о том, что Советский Союз был, действительно, обществом. Теоритически это было тоталитарное государство, но, на самом деле, его население отвергло личные цели, чтобы пойти решать проблемы всенародные! И, делалось это не в силу приказа, а по внутреннему побуждению. Такое поведение – свидетельство реальной общественной жизни.
Мы многое прожили за двадцатый век. Нам знакомы ситуации, когда власти транслировали в народ различные идеи, однако это ничего не меняло. Такие идеи не воспламеняли сердца людей. То есть, само по себе давление извне ничего не решает. Только тогда, когда общественные ценности заставляют человека отрекаться от собственного «я», народ становится народом. А, начинается все с одной простой вещи – воспитания будущего члена общества, способного отвечать за свой народ, за свою страну, за людей, живущих с ним в одном городе или поселке… Все это берет начало в соблюдении пятой заповеди, в обучении ребенка чтить своих родителей.
«Суровость» библейского воспитания
Многие верующие, еще не углубившиеся в Священное Писание Нового Завета, думают, что настойчивый призыв почитания родителей находится только в Ветхом Завете. А, ведь, там все сурово, жестко… Это древний мир, патриархальный быт. Впрочем, если что-то кажется нам суровым, но оно разумно, разве это повод для отвержения?Есть очень много строгости в нашем мире, несмотря на всю его кажущуюся елейность. Существуют вещи жестокие, но и они неотъемлемы от нашей повседневной реальности: умирают близкие нам люди, причем умирают внезапно, и ничего с этим мы не можем поделать. Кому-то приходится ампутировать части тела, или делать операцию. Других мы вынуждены сажать за решетку или как-то иначе изолировать от общества. Нужно понимать, что все это делается только потому, что иначе будет хуже!
Есть и другие «суровости». Например, полиция блюдет за порядком, а на дорогах стоят суровые инспекторы ГАИ, мешая нам быстро ездить. Иногда, если подумать,мыи сами позволяем себе проявить суровость, когда нам это нужно (стремимся всеми путями обеспечить себе безопасность или банально улучшаем условия существования собственного бизнеса). Кроме того, порой нам просто необходимо быть суровыми, особенно если мы поставлены начальниками над кем-то.
Таким образом, если внимательно посмотреть на то, что мы читали в Книге Притчей, мы увидим, что там нет никакой жестокости. Мы заметим лишь разумное, очень внимательное и очень ответственное отношение к процессу воспитания.
Станьте первым!